Выбор водометного мотора и лодки
Теперь поговорим о моторах на водометной насадке. Такой мотор позволяет ходить по особенно мелким водоемам. Конечно, при наличии соответствующей лодки. Лодка под такой мотор должна иметь так называемый тонелль. Он направляет поток воды прямо к водозаборнику мотора, что помогает убрать прохваты. Возможно использование и на обычной лодке, но ходовые качества такой такой будут значительно уступать специализированной.
В общем, это тот же самый двигатель, только вместо редуктора на него установлена водометная насадка. Выходная мощность у такого мотора существенно ниже, чем у аналогичного на винте. Потери составляют в среднем 25%, в зависимости от производителя насадки. Связано это с точностью соблюдения геометрии улитки и импеллера. Этот фактор обязательно нужно учитывать при подборе нужной мощности мотора.
К минусам данного мотора мы отнесем:
- больший вес;
- меньшую мощность при одинаковой кубатуре;
- увеличенный расход.
Но то, какие возможности перед вами откроет такой мотор, с лихвой превосходит все его минусы. Никакие мелководья, перекаты и топляки вам больше не страшны, ему достаточно 5-10 см воды. На правильной лодке вы сможете преодолевать даже небольшие островки. Маневренность лодки на таком моторе значительно выше. Например, у вас появятся такие возможности, как резкая остановка и разворот на месте.
К большинству моторов от 18 до 150 сил водометную насадку можно купить отдельно. И использовать один мотор как на винте, так и на водометной насадке. Существуют специальные переходные пластины, которые упростят вам смену одного на другое. Достаточно докупить второй комплект помпы охлаждения, чтобы не пересобирать ее каждый раз с редуктора на насадку и наоборот.
Также существуют заводские версии водометных моторов, зачастую их КПД выше за счет других настроек и более высокого качества комплектующих.
Если вы приобретаете водометную насадку отдельно от мотора, учитывайте, что все они разные. Для каждого из моторов существует своя насадка. По внутренним комплектующим они, конечно, все схожи, но вот такие моменты, как вал и крепление, сугубо индивидуальные.
Также учитывайте тот фактор, что при установке водометной насадки увеличится так называемая нога мотора. То есть, мотор S станет L, и тд.
Выбор лодки
Итак, мы определились с мотором, переходим к выбору лодки. Выделим следующие разновидности ПВХ лодок:
- Гребные
- Моторные, среди которых, в свою очередь, можно выделить:
- пайольные лодки;
- лодки НДНД;
- катамараны;
- тоннельные лодки;
- РИБы.
Разберем их все подробнее.
Гребные лодки
Само название подразумевает, что единственный двигатель, который нам будет доступен на таких лодках, это мы сами.
Эти лодки либо не имеют транца вообще, либо имеют так называемый навесной транец, на котором мы всё же можем использовать мотор, но не более 3 л.с. Скорости большой он не покажет, но все равно будет эффективнее гребли веслами.
Такие лодки имеют небольшие габариты и вес, поставляются, как правило, в скромной комплектации. Но другого от них и не требуется. Да и цена у них более чем привлекательная.
Популярны у охотников и пеших туристов. Так что если вы не планируете собирать большую компанию, ваш отдых или рыбалка будет происходить в прибрежных районах и на спокойной воде, то вы вполне можете рассмотреть такой вариант. Такие лодки бывают как с надувным дном, так и с пайолами.
Моторные пайольные лодки
Все моторные лодки имеют транец с жесткой фиксацией. Такой транец позволяет установить большинство подвесных лодочных моторов. Каждая лодка имеет свои пределы нагрузки на транец, обращайте на это внимание при выборе. Как правило, чем больше лодка, тем более мощный транец на нее установлен.
Пайолы - это листы фанеры, либо алюминия, образующие вместе ровный настил на дне лодки.Также могут быть дополнительно зафиксированы продольными и поперечными стрингерами. Они помогают не складываться в движении такому полу и предотвращают возможный залом корпуса лодки на скорости.
К плюсам пайольных лодок можно отнести следующие:
- ровный пол в лодке (по нему удобно ходить, ставить различные предметы),
- больше расстояние от пола до скамьи (ноги не устают сидеть продолжительное время, более комфортно),
- лодку легче переносить, полы идут в отдельной сумке, а это примерно 35% всего веса,
- лодка дешевле, чем аналогичная с НДНД (исключение составляют лодки с жесткими алюминиевыми пайолами, так как алюминий дорогой),
- остойчивость лодки больше, чем у лодки НДНД, а это означает, что лодка меньше переваливается с борта на борт.
Минусы пайольных лодок:
- лодка достаточно тяжелая на воде, у нее больше осадка (по сравнению с лодкой НДНД). Вследствие чего выход на глиссирование происходит тяжелее;
- сборка пайола на берегу занимает продолжительное время (нужно состыковать секции пола между собой, поставить стрингера). Это не актуальная проблема, если вы собираете лодку один раз и возите ее в кузове, на крыше или на прицепе.
Лодки с надувным дном низкого давления (НДНД)
Надувное дно в такой лодке формирует палубную часть и днище, которое может быть как плоским, так и килеватым. Продольные швы служат ребрами жесткости, что делает такое дно достаточно устойчивым.
К плюсам данной лодки можно отнести:
- такая лодка более мягко идет по волне, не ломается на препятствиях - надувное дно в данном случае служит амортизатором;
- сборка ее заметно проще: достаточно просто накачать все баллоны, ничего не выправляя, не соединяя и не вставляя;
- теплоизоляция: такая лодка может даже послужить матрасом для сна на суше;
- увеличенная грузоподъемность по сравнению с аналогичной лодкой с пайолами;
- более высокие ходовые качества: за счет более низкой осадки, такая лодка проще выходит на глиссир и имеет лучшую маневренность;
- безопасность: дно служит дополнительным отсеком с воздухом.
Минусы:
- меньшая площадь кокпита: днище за счет своей высоты забирает часть высоты;
- стоимость: цена неного выше аналога с пайолами;
- парусность: одному человеку может быть проблематично поймать равновесие, нужно будет правильно распределить груз по лодке.
Лодки типа катамаран
Катамараны характеризуются тем, что имеют 2 плавучих образования по днищу, которые расположены параллельно друг другу и равноудалены от продольной осевой днища к правому и левому борту. Донная часть и транец при этом висят в воздухе. Благодаря этому, катамараны могут идти с любой скоростью - от минимальной до максимальной - без переходных режимов. А так как сопротивление в воде у баллонов минимальное, то и скоростные характеристики у катамаранов просто отличные.
Достоинства катамаранов:
- легкий ход и отличная скорость на веслах, под парусом, под электромотором и бензиновыми моторами малой мощности;
- длина катамарана никак не отражается на скоростных характеристиках;
- возможность использования очень больших моделей катамаранов под моторами малой мощности, под парусом и даже на веслах;
- каждый член экипажа незначительно уменьшает максимальную скорость — на 0,7- 2 км/ч, в зависимости от модели катамарана;
- использование всего диапазона скорости — от минимальной до максимальной;
- безопасность во всем скоростном режиме движения;
- экономия средств на покупке более легкого двигателя;
- меньше расход топлива, по сравнению с килевой лодкой.
Тоннельные лодки
Пожалуй, их тоже можно вынести в отдельную тему, потому что она довольно обширна.
Рибы
РИБ (RIB) - это маломерное судно, а именно - надувная лодка, в которой совмещено стеклопластиковое дно и многосекционные боковые баллоны.
Существуют классические и складные лодки риб. Особенность этих речных шлюпок в том, что днище лодки можно складывать. А это, в свою очередь, даёт ряд преимуществ, по сравнению с обычными надувными и цельными железными или пластиковыми плоскодонками.
Жесткое днище даст улучшенную, по сравнению с обычной надувной лодкой, мореходность. Преимущества RIB можно разделить на две категории: одни связаны с жёстким дном, другие — с надувными бортами.
Жёсткое дно:
- защищённость от проколов о скалы или лёд, которой не может похвастаться обычная надувная лодка;
- v-образная форма днища позволяет разгоняться до 50+ узлов, а быстрый разгон и выход на глиссирование способствуют экономии топлива;
- при желании на борту можно оборудовать закрытую надстройку, как у жёсткокорпусного катера;
- выше мореходность за счет того, что корпус лучше режет волну: многие рибы имеют серьезную морскую килеватость;
- твердая палуба, которая не играет под ногами.
Надувные борта:
- амортизируют удары волн,
- высокие, по сравнению с бортами обычных надувных лодок, поэтому снижают бортовую качку,
- складной RIB можно перевозить в багажнике, как надувную лодку.